Уровень воспитанности
обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом)
важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности
оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень
сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения
ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая
нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка
воспитанности будет низкой.
Если какое-то качество затрудняются оценить родители или учитель, то оценка не ставится. Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 6–9-х классов
Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:
- 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности
|
Самооценка
|
Оценка родителей
|
Оценка одноклассников (2–3 чел.)
|
Оценка учителей (2–3 чел.)
|
Итоговая оценка
|
I. Интеллектуальный уровень
|
Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки)
|
|
|
|
|
|
Культура речи
|
|
|
|
|
|
Аргументированность суждений
|
|
|
|
|
|
Сообразительность
|
|
|
|
|
|
Использование дополнительных источников
|
|
|
|
|
|
II. Прилежание (отношение к учебе)
|
Старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность
|
|
|
|
|
|
Внимательность
|
|
|
|
|
|
Взаимопомощь
|
|
|
|
|
|
III. Трудолюбие (отношение к труду)
|
Организованность и сообразительность
|
|
|
|
|
|
Бережливость
|
|
|
|
|
|
Привычка к самообслуживанию
|
|
|
|
|
|
Следование правилам безопасности в работе
|
|
|
|
|
|
Эстетика труда
|
|
|
|
|
|
IV. Я и природа
|
Бережное отношение к земле
|
|
|
|
|
|
Бережное отношение к растениям
|
|
|
|
|
|
Бережное отношение к животным
|
|
|
|
|
|
Стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде
|
|
|
|
|
|
Помощь природе
|
|
|
|
|
|
V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам)
|
Выполнение правил для учащихся
|
|
|
|
|
|
Выполнение правил внутреннего распорядка
|
|
|
|
|
|
Следование нормам и правилам человеческого общежития
|
|
|
|
|
|
Милосердие как противоположность жестокости
|
|
|
|
|
|
Участие в жизни класса и школы
|
|
|
|
|
|
VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному)
|
Аккуратность (опрятность)
|
|
|
|
|
|
Культурные привычки
|
|
|
|
|
|
Внесение эстетики в повседневную жизнь
|
|
|
|
|
|
Умение находить прекрасное в жизни
|
|
|
|
|
|
Посещение культурных центров
|
|
|
|
|
|
VII. Я (отношение к себе)
|
Управление собой, своим поведением
|
|
|
|
|
|
Умение организовать свое время
|
|
|
|
|
|
Соблюдение правил личной гигиены
|
|
|
|
|
|
Забота о здоровье, отсутствие вредных привычек
|
|
|
|
|
|
Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 10–11-х классов
Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:
- 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
- 4 – часто;
- 3 – иногда;
- 2 – редко;
- 1 – никогда.
Качества личности
|
Самооценка
|
Оценка родителей
|
Оценка одноклассников (2–3 чел.)
|
Оценка учителей (2–3 чел.)
|
Итоговые оценки
|
I. Интеллектуальный уровень
|
|
Эрудиция
|
|
|
|
|
|
Культура речи
|
|
|
|
|
|
Логика мышления
|
|
|
|
|
|
Самостоятельность и творчество
|
|
|
|
|
|
Использование дополнительных источников
|
|
|
|
|
|
II. Нравственная позиция
|
|
Понимание взаимосвязи развития человека, общества и природы
|
|
|
|
|
|
Осознание роли человека в преобразовании окружающей среды
|
|
|
|
|
|
Потребность и умение отстаивать свои взгляды
|
|
|
|
|
|
Ответственное отношение к учению
|
|
|
|
|
|
Трудолюбие
|
|
|
|
|
|
Осознание прав и обязанностей человека в обществе
|
|
|
|
|
|
Уважение, бережное отношение к истории своего народа
|
|
|
|
|
|
Потребность в служении отечеству и народу
|
|
|
|
|
|
Готовность к сознательному выбору профессии
|
|
|
|
|
|
Понимание значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека
|
|
|
|
|
|
Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль
|
|
|
|
|
|
Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека
|
|
|
|
|
|
Осознание активной роли личности
в становлении характера и чувства собственного достоинства
|
|
|
|
|
|
Неприятие безнравственного поведения
|
|
|
|
|
|
Внесение эстетики в жизнедеятельность
|
|
|
|
|
|
Сознательное отношение к укреплению своего здоровья
|
|
|
|
|
|
Отрицательное отношение к вредным привычкам
|
|
|
|
|
|
Самооценка учащегося, оценки
родителей, одноклассников, учителей суммируются, выводится итоговый балл
по каждому качеству личности ученика и вписывается в последнюю колонку
таблицы. Из этих баллов выводится средний балл по каждому качеству
личности ребенка. В результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7
оценок. А учащийся 10–11-х классов – 2 оценки. А уже из них складывается
средний балл, который и является условным определением уровня
воспитанности каждого отдельного ребенка.
Результаты диагностики:
- от 5 до 4,5 баллов – высокий уровень воспитанности обучающихся;
- от 4,4 до 4 – хороший уровень;
- от 3,9 до 2,9 – средний уровень;
- от 2,8 до 2 – низкий уровень.
Отслеживание динамики учебных достижений
Для отслеживания динамики учебных достижений учащихся можно использовать Индивидуальный график продвижения в учении.
Все оценки, полученные за
неделю по всем предметам, суммируются, и выводится общий балл. С помощью
графика можно увидеть – улучшилась или ухудшилась общая успеваемость
учащегося за определенный период (например, неделю).
Индивидуальный график продвижения в учении
График поможет отследить даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок.
Вести подсчет можно также и отдельно по предметам.
О.В. Бондарь,
ст. методист МОУ «Информационно-методический центр», р. п. Чистоозерное Чистоозерного района Новосибирской обл.
Г.Н. Шевцова,
педагог-психолог МОУ «Чистоозерная СОШ № 2», р. п. Чистоозерное Чистоозерного района Новосибирской обл.
Дата размещения: 30.08.2011
Источник:
Журнал "Справочник классного руководителя"
Источник: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=12245&catalogid=27 |