Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная » Статьи » Учителям » Методические статьи

Определение уровня воспитанности школьников

Уровень воспитанности обучающихся – это степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств их личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по шкале: высокий, хороший, средний, низкий уровень сформированности. При этом если хотя бы одна составляющая поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующая нормам нравственности и поведения в обществе, то общая оценка воспитанности будет низкой.

Если какое-то качество затрудняются оценить родители или учитель, то оценка не ставится.

Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 6–9-х классов

Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:

  • 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
  • 4 – часто;
  • 3 – иногда;
  • 2 – редко;
  • 1 – никогда.

Качества личности

Самооценка

Оценка родителей

Оценка одноклассников (2–3 чел.)

Оценка учителей (2–3 чел.)

Итоговая оценка

I. Интеллектуальный уровень

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в какой-либо области науки)

 

 

 

 

 

Культура речи

 

 

 

 

 

Аргументированность суждений

 

 

 

 

 

Сообразительность

 

 

 

 

 

Использование дополнительных источников

 

 

 

 

 

II. Прилежание (отношение к учебе)

Старательность и добросовестность, регулярность и систематичность занятий

 

 

 

 

 

Самостоятельность

 

 

 

 

 

Внимательность

 

 

 

 

 

Взаимопомощь

 

 

 

 

 

III. Трудолюбие (отношение к труду)

Организованность и сообразительность

 

 

 

 

 

Бережливость

 

 

 

 

 

Привычка к самообслуживанию

 

 

 

 

 

Следование правилам безопасности в работе

 

 

 

 

 

Эстетика труда

 

 

 

 

 

IV. Я и природа

Бережное отношение к земле

 

 

 

 

 

Бережное отношение к растениям

 

 

 

 

 

Бережное отношение к животным

 

 

 

 

 

Стремление сохранять природу в повседневной жизнедеятельности и труде

 

 

 

 

 

Помощь природе

 

 

 

 

 

V. Я и общество (отношение к общественным нормам и законам)

Выполнение правил для учащихся

 

 

 

 

 

Выполнение правил внутреннего распорядка

 

 

 

 

 

Следование нормам и правилам человеческого общежития

 

 

 

 

 

Милосердие как противоположность жестокости

 

 

 

 

 

Участие в жизни класса и школы

 

 

 

 

 

VI. Эстетический вкус (отношение к прекрасному)

Аккуратность (опрятность)

 

 

 

 

 

Культурные привычки

 

 

 

 

 

Внесение эстетики в повседневную жизнь

 

 

 

 

 

Умение находить прекрасное в жизни

 

 

 

 

 

Посещение культурных центров

 

 

 

 

 

VII. Я (отношение к себе)

Управление собой, своим поведением

 

 

 

 

 

Умение организовать свое время

 

 

 

 

 

Соблюдение правил личной гигиены

 

 

 

 

 

Забота о здоровье, отсутствие вредных привычек

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня воспитанности школьников
Анкета для учащихся 10–11-х классов

Инструкция: оцените степень выраженности качеств личности обучающегося по 5-балльной шкале, где:

  • 5 – качество личности присутствует у обучающегося всегда;
  • 4 – часто;
  • 3 – иногда;
  • 2 – редко;
  • 1 – никогда.

Качества личности

Самооценка

Оценка родителей

Оценка одноклассников (2–3 чел.)

Оценка учителей (2–3 чел.)

Итоговые оценки

I. Интеллектуальный уровень

 

Эрудиция

 

 

 

 

 

Культура речи

 

 

 

 

 

Логика мышления

 

 

 

 

 

Самостоятельность и творчество

 

 

 

 

 

Использование дополнительных источников

 

 

 

 

 

II. Нравственная позиция

 

Понимание взаимосвязи развития человека, общества и природы

 

 

 

 

 

Осознание роли человека в преобразовании окружающей среды

 

 

 

 

 

Потребность и умение отстаивать свои взгляды

 

 

 

 

 

Ответственное отношение к учению

 

 

 

 

 

Трудолюбие

 

 

 

 

 

Осознание прав и обязанностей человека в обществе

 

 

 

 

 

Уважение, бережное отношение к истории своего народа

 

 

 

 

 

Потребность в служении отечеству и народу

 

 

 

 

 

Готовность к сознательному выбору профессии

 

 

 

 

 

Понимание значения духовно-нравственных ценностей в жизни человека

 

 

 

 

 

Понимание сознательной дисциплины как нормы: самоконтроль

 

 

 

 

 

Понимание взаимосвязи внутренней и внешней культуры человека

 

 

 

 

 

Осознание активной роли личности
в становлении характера и чувства собственного достоинства

 

 

 

 

 

Неприятие безнравственного поведения

 

 

 

 

 

Внесение эстетики в жизнедеятельность

 

 

 

 

 

Сознательное отношение к укреплению своего здоровья

 

 

 

 

 

Отрицательное отношение к вредным привычкам

 

 

 

 

 

Самооценка учащегося, оценки родителей, одноклассников, учителей суммируются, выводится итоговый балл по каждому качеству личности ученика и вписывается в последнюю колонку таблицы. Из этих баллов выводится средний балл по каждому качеству личности ребенка. В результате каждый ученик 6–9-х классов имеет 7 оценок. А учащийся 10–11-х классов – 2 оценки. А уже из них складывается средний балл, который и является условным определением уровня воспитанности каждого отдельного ребенка.

Результаты диагностики:

  • от 5 до 4,5 баллов – высокий уровень воспитанности обучающихся;
  • от 4,4 до 4 – хороший уровень;
  • от 3,9 до 2,9 – средний уровень;
  • от 2,8 до 2 – низкий уровень.

Отслеживание динамики учебных достижений

Для отслеживания динамики учебных достижений учащихся можно использовать Индивидуальный график продвижения в учении.

Все оценки, полученные за неделю по всем предметам, суммируются, и выводится общий балл. С помощью графика можно увидеть – улучшилась или ухудшилась общая успеваемость учащегося за определенный период (например, неделю).


Индивидуальный график продвижения в учении

График поможет отследить даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок.

Вести подсчет можно также и отдельно по предметам.

 

О.В. Бондарь,
ст. методист МОУ «Информационно-методический центр», р. п. Чистоозерное Чистоозерного района Новосибирской обл.

Г.Н. Шевцова,
педагог-психолог МОУ
«Чистоозерная СОШ № 2», р. п. Чистоозерное Чистоозерного района Новосибирской обл.

Дата размещения: 30.08.2011

Источник: Журнал "Справочник классного руководителя"



Источник: http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=12245&catalogid=27
Категория: Методические статьи | Добавил: Кургузкин (22.10.2011)
Просмотров: 2219 | Теги: диагностика, классный руководитель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]