Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Профориентация


Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель:

  1. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  2. Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

 

 

Задачи:

  1. Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
  2. Развивать трудовые умения и навыки самообслуживания обучающихся, в процессе проведения общественно полезного труда, производительного труда, трудовой практики.
  3. Развивать творческие способности обучающихся, в процессе знакомства с профессиями.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к труду.
  5. Формировать интерес к трудовой деятельности, расширять знания о профессиях.

 

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание.

Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и профориентационными центрами.


Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание») и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов ;
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.


Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

Нормативные документы по профориентации

Интернет-ресурсы по профориентации

Рекомендации психолога старшеклассникам.

Выбор профессии:

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)

 

Принятие решения о выборе профессии

Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

  • нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
  • часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
  • еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

  • не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

 

Список высших учебных заведений

 города Кемерово

Название  ВУЗа Адрес
Кемеровский государственный университет

650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6

http://www.kemsu.ru

«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

650000, г. Кемерово, ул. Весенняя,28

http://kuzstu.ru

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)

650056, г.Кемерово, б-р Строителей 47

http://www.kemtipp.ru

Кемеровский государственный институт культуры

650029, г. Кемерово, ул.Ворошилова, 17

http://www.kemguki.ru

Кемеровская государственная медицинская академия

650029, г. Кемерово,

 ул. Ворошилова, 22а 

http://www.kemsma.ru/mediawiki/index.php/Заглавная_страница

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

650056 г.Кемерово, ул Марковцева, 5

http://www.ksai.ru

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

650992, г. Кемерово,  пр-т Кузнецкий, д. 39

http://kemerovo.rea.ru/

 

Список учреждений среднего профессионального

 образования  города Кемерово

Название учреждения среднего профессионального образования

 Адрес

Сайт

Специальности

ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж»

650002, Кемерово, проспект Шахтёров, 29

http://кохк.рф

-Дизайн

-Живопись

-ДПИ

ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств»

650010, Кемерово, ул. Карболитовская, 11

 

http://www.kocci.ru

-«Музыкальное искусство эстрады» по виду «Эстрадное пение»»

-«Сольное и хоровое народное пение»

- «Народное художественное творчество» по виду «Хореографическое творчество»

-«Социально-культурная деятельность»по виду «Организация и постановка культурно-массовых

мероприятий и театрализованных представлений»

-«Библиотековедение»
ГОУ СПО «Кемеровский музыкальный колледж »

650004, г. Кемерово, ул. Спортивная, 93

 

http://www.kmk42.ru

-Инструментальное исполнительство

- Вокальное искусство

- Хоровое дирижирование

- Теория музыки

 ГОУ СПО "Губернаторский техникумнародных промыслов"

650024 г. Кемерово, ул. Космическая, 8а

http://gpunp.narod.ru

-Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

-Дизайн (по отраслям)

-Художественная обработка дерева (лоза, береста, резьба по дереву)

-Художественная роспись по металлу

-Художественная керамика

-Художник по костюму

-Парикмахер

-Ювелир

ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум»

  им. В.И. Заузелкова

650070, Кемерово, ул. Тухачевского, 23а

http://www.ккст.рф

-Земельно-имущественные отношения
-Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

-Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

-Садово-парковое и ландшафтное строительство

-Водоснабжение и водоотведение

-Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции

-Экономика и бухгалтерский учет

-Право и организация социального обеспечения

-Техническое регулирование и управление качеством

ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»

650024, г. Кемерово, ул. Радищева, 5

http://kuztagis.ru/site/

- Архитектура и дизайн

-Геодезии, Землеустройства, Кадастра

-Строительство автомобильных дорог и «ТЭМ»

-Строительство зданий и сооружений

ГОУ СПО  «Кемеровский профессионально-технический техникум»

650070, г. Кемерово, Химиков проспект, 2а

http://www.kptc.org

-Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

- Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

- Автомеханик

- Правоохранительная деятельность
Банковское дело
Социальная работа

ФГОУ СПО «Кемеровский технический техникум»

650021, г. Кемерово, ул. Стахановская 1-я, 1/1

http://kemtech.farx.ru

-Банковское дело

-Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

-Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

-Химическая технология органических веществ

-Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

-Коксохимическое производство

ГОУ СПО «Сибирскийполитехнический

техникум»

650001, г. Кемерово, ул. 40 лет Октября, 4

 

http://www.spt42.ru

-Компьютерные сети

-Программирование в компьютерных системах

-Право и организация социального обеспечения

-Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

-Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

-Автоматизация технологических процессов и производств

-Химическая технология органических веществ

-Банковское дело

-Лаборант-аналитик

-Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

-Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

-Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

-Наладчик компьютерных сетей

ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум»

650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 52

 

http://www.kemgtk.ru

 

http://www.кемгтт.рф

-Открытые горные работы

-Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

-Обогащение полезных ископаемых

-Шахтное строительство

-Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

-Компьютерные системы и комплексы (внебюджетная основа)

- Информационные системы (по отраслям)

-Документационное обеспечение управления и архивоведение

НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум»

650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 32

 

http://coopteh.ru

-Экономика и бухгалтерский учет 

-Банковское дело

-Коммерция

-Гостиничный сервис

    -Право и организация социального обеспечения

Среднетехнический факультет

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39

 

http://kemerovo.rea.ru/Abitur/foster_campaign/finish_school/

- Право и организация социального обеспечения

- Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

КемТИПП Среднетехнический факультет

650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, 35

http://www.kemtipp.ru/?page=stf

-Экономика и бухгалтерский учет (в пищевой промышленности)

-Организация обслуживания в общественном питании

-Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (в пищевой промышленности)

-Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в пищевой промышленности)

-Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании

-Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

-Технология молока и молочных продуктов

-Технология продукции общественного питания

-Пожарная безопасность  

 ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг»

650024, г. Кемерово , ул. Радищева, 7 
Телефон/факс: (3842) 38-14-79

http://42tip.ru/index.php/abiturientu

 - Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

-Технология общественного питания

-Оператор процессов колбасного производства

-Гостиничный сервис

-Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

ГБОУ СПО 

650517, Кемеровская обл.,

Кемеровский р-н, п. Металлплощадка,

ул. Новая 3а.

http://www.kat-kem.ru

-Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

-Агрономия

-Механизация сельского хозяйства

-Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

-Зоотехния

-Автомеханик

-Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка

-Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

-Машинист дорожных и строительных машин

ГБОУ СПО "Кемеровский областной медицинский колледж"

650000, г. Кемерово, ул. Николая Островского, 10

http://www.medical42.ru

-Лечебное дело

-Акушерское дело

-Сестринское дело

-Лабораторная диагностика

-Стоматология ортопедическая

-Фармация

ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

650023, г. Кемерово, Ленина проспект, 126а

http://kempc.edu.ru

-Преподавание в начальных классах

-Дошкольное образование

-Физическая культура

-Профессиональное обучение (по отраслям):

  • Программирование в компьютерных системах;
  • Строительство и эксплуатация зданий и сооружений:

-Педагогика дополнительного образования

(По окончании колледжа присваивается квалификация педагог дополнительного образования (руководитель детского творческого объединения) в области: хореографии; социально-педагогической деятельности)