Профориентация
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель:
- Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- Выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
- Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.
- Развивать трудовые умения и навыки самообслуживания обучающихся, в процессе проведения общественно полезного труда, производительного труда, трудовой практики.
- Развивать творческие способности обучающихся, в процессе знакомства с профессиями.
- Воспитывать доброжелательное отношение к труду.
- Формировать интерес к трудовой деятельности, расширять знания о профессиях.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
— Профессиональной просвещение;
— Профессиональная диагностика;
— Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
— Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
— Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
— Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
— Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
— Представления о собственных интересах и возможностях;
— Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
— Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
— Профессиональное самопознание.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
— Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
— Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования и профориентационными центрами.
Работа с учащимися:
— Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание») и др.;
— Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
— Расширение знаний в рамках школьных предметов ;
— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
— Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
— Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
— Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
— Выработка системы тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
— Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
— Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
— Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
— Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
— Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
— Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.
Нормативные документы по профориентации
Интернет-ресурсы по профориентации
Рекомендации психолога старшеклассникам.
Выбор профессии:
• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
• Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Как помочь своему ребенку в выборе профессии (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.
На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:
- нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;
- часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;
- еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум –ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
- не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
Первый фактор – «Хочу»
Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
Второй фактор – «Могу»
Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
Третий фактор – «Надо»
Узнайте, будет ли востребованна выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Список высших учебных заведений
города Кемерово
Название ВУЗа | Адрес |
Кемеровский государственный университет |
650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6 |
«Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» |
650000, г. Кемерово, ул. Весенняя,28 |
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет) |
650056, г.Кемерово, б-р Строителей 47 |
Кемеровский государственный институт культуры |
650029, г. Кемерово, ул.Ворошилова, 17 |
Кемеровская государственная медицинская академия |
650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а |
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт |
650056 г.Кемерово, ул Марковцева, 5 |
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
650992, г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, д. 39 |
Список учреждений среднего профессионального
образования города Кемерово
Название учреждения среднего профессионального образования |
Адрес Сайт |
Специальности |
ГОУ СПО «Кемеровский областной художественный колледж» |
650002, Кемерово, проспект Шахтёров, 29 |
-Дизайн -Живопись -ДПИ |
ГОУ СПО «Кемеровский областной колледж культуры и искусств» |
650010, Кемерово, ул. Карболитовская, 11
|
-«Музыкальное искусство эстрады» по виду «Эстрадное пение»» -«Сольное и хоровое народное пение» - «Народное художественное творчество» по виду «Хореографическое творчество» -«Социально-культурная деятельность»по виду «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений» -«Библиотековедение» |
ГОУ СПО «Кемеровский музыкальный колледж » |
650004, г. Кемерово, ул. Спортивная, 93
|
-Инструментальное исполнительство - Вокальное искусство - Хоровое дирижирование - Теория музыки |
ГОУ СПО "Губернаторский техникумнародных промыслов" |
650024 г. Кемерово, ул. Космическая, 8а |
-Конструирование, моделирование и технология швейных изделий -Дизайн (по отраслям) -Художественная обработка дерева (лоза, береста, резьба по дереву) -Художественная роспись по металлу -Художественная керамика -Художник по костюму -Парикмахер -Ювелир |
ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум» им. В.И. Заузелкова |
650070, Кемерово, ул. Тухачевского, 23а |
-Земельно-имущественные отношения -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования -Садово-парковое и ландшафтное строительство -Водоснабжение и водоотведение -Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции -Экономика и бухгалтерский учет -Право и организация социального обеспечения -Техническое регулирование и управление качеством |
ГАОУ СПО КО «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» |
650024, г. Кемерово, ул. Радищева, 5 |
- Архитектура и дизайн -Геодезии, Землеустройства, Кадастра -Строительство автомобильных дорог и «ТЭМ» -Строительство зданий и сооружений |
ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический техникум» |
650070, г. Кемерово, Химиков проспект, 2а |
-Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) - Автомеханик - Правоохранительная деятельность- Банковское дело - Социальная работа |
ФГОУ СПО «Кемеровский технический техникум» |
650021, г. Кемерово, ул. Стахановская 1-я, 1/1 |
-Банковское дело -Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) -Химическая технология органических веществ -Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) -Коксохимическое производство |
ГОУ СПО «Сибирскийполитехнический техникум» |
650001, г. Кемерово, ул. 40 лет Октября, 4
|
-Компьютерные сети -Программирование в компьютерных системах -Право и организация социального обеспечения -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования -Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта -Автоматизация технологических процессов и производств -Химическая технология органических веществ -Банковское дело -Лаборант-аналитик -Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования -Электромонтер охранно-пожарной сигнализации -Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике -Наладчик компьютерных сетей |
ГКПОУ «Кемеровский горнотехнический техникум» |
650002, г. Кемерово, пр. Шахтеров, 52
|
-Открытые горные работы -Подземная разработка месторождений полезных ископаемых -Обогащение полезных ископаемых -Шахтное строительство -Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) -Компьютерные системы и комплексы (внебюджетная основа) - Информационные системы (по отраслям) -Документационное обеспечение управления и архивоведение |
НОУ СПО «Кемеровский кооперативный техникум» |
650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 32
|
-Экономика и бухгалтерский учет -Банковское дело -Коммерция -Гостиничный сервис -Право и организация социального обеспечения |
Среднетехнический факультет ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» |
г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39
http://kemerovo.rea.ru/Abitur/foster_campaign/finish_school/ |
- Право и организация социального обеспечения - Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) |
КемТИПП Среднетехнический факультет |
650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, 35 |
-Экономика и бухгалтерский учет (в пищевой промышленности) -Организация обслуживания в общественном питании -Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (в пищевой промышленности) -Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования в пищевой промышленности) -Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании -Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий -Технология молока и молочных продуктов -Технология продукции общественного питания -Пожарная безопасность |
ГОУ СПО «Кемеровский техникум индустрии питания и сферы услуг» |
650024, г. Кемерово , ул. Радищева, 7 |
- Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий -Технология общественного питания -Оператор процессов колбасного производства -Гостиничный сервис -Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров |
ГБОУ СПО |
650517, Кемеровская обл., Кемеровский р-н, п. Металлплощадка, ул. Новая 3а. |
-Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) -Агрономия -Механизация сельского хозяйства -Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта -Зоотехния -Автомеханик -Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка -Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства -Машинист дорожных и строительных машин |
ГБОУ СПО "Кемеровский областной медицинский колледж" |
650000, г. Кемерово, ул. Николая Островского, 10 |
-Лечебное дело -Акушерское дело -Сестринское дело -Лабораторная диагностика -Стоматология ортопедическая -Фармация |
ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» |
650023, г. Кемерово, Ленина проспект, 126а |
-Преподавание в начальных классах -Дошкольное образование -Физическая культура -Профессиональное обучение (по отраслям):
-Педагогика дополнительного образования (По окончании колледжа присваивается квалификация педагог дополнительного образования (руководитель детского творческого объединения) в области: хореографии; социально-педагогической деятельности) |