ХАРАКТЕРИСТИКА УПБ "РАДУГА"
МБОУ «Тарадановская средняя общеобразовательная школа» находится в старинном селе Тараданово, здесь люди издавна занимаются сельским хозяйством, здесь сложились многочисленные трудовые династии хлеборобов, чей труд высоко ценен и уважаем.
Многие проблемы села решались с привлечением школьников. Старшеклассники, а часто и учащиеся среднего звена, привлекались на сельхозработы. Ученики 10 – 11 классов участвовали в посевной и уборочной кампании, именно здесь ребята получали свое первое трудовое крещение, юноши- сеяльщиками и штурвальными на зерноуборочных комбайнах, участвовали в заготовке кормов, девушки- сеяльщиками и поварами в полеводческих бригадах, работали на животноводческих фермах, зарабатывали свой первый трудовой рубль. Было решено создать ученическую производственную бригаду. Для многих из них именно эти моменты связаны с отправной точкой в трудовой биографии.
Директор школы (в то время Васильев А. Е.) совместно с директором совхоза (Горшковым И.Ф.) положительно решили вопрос о школьном опытном поле. Весь прицепной инвентарь: сеялки, сцепки борон, лущильник учащиеся собирали из списанных агрегатов.
В июне 1970 года официально было объявлено о создании УПБ Тарадановской средней школы.
«Для помощи совхозу Тарадановский и в целях привития учащимся навыков сельскохозяйственного труда, ведения опытнической работы создать в школе ученическую производственную бригаду», -так отмечено в книге приказов по школе, приказ от 12. 06. 1970 года № 63. Осенью 1971 года совхоз «Тарадановский» оказал школе шефскую помощь - подарил два трактора - колесный и гусеничный, грузовой автомобиль. Именно с этого момента начала свою более чем 40 – летнюю историю школьная ученическая производственная бригада.
Первоначально бригада называлась «Ромашка», руководителем был Прокудин Михаил Иванович, учитель трудового обучения, вторым руководителем бригады с 1977 по 1985 год был Дериглазов Александр Дмитриевич, в 1985 году УПБ была переименована и стала называться «Радуга», ее руководителем стал мастер производственного обучения Сафонов Михаил Александрович, с 2011 года бригаду возглавил Вейс Вадим Петрович.
Школьники в составе ученической бригады стали получать хорошую практическую подготовку. Был создан совет ученической бригады, которой полностью распоряжался её финансовой и экономической деятельностью В конкурсах профессионального мастерства члены бригады начали занимать призовые места.
За время существования бригады права тракториста получили примерно 400 выпускников школы.
В настоящее время около 90% механизаторов базового хозяйства получили профессию в стенах школы.
Экономические реформы больно ударили по селу. Ножницы цен между сельхозпродукцией и продукцией промышленности, ГСМ достигли огромных размеров. Несмотря на сложные экономические условия, бригада существует и успешно работает, её деятельность по-прежнему является прибыльной. На заработанные деньги проводится ремонт школы, пополняется материальная база, приобретается оргтехника и спортинвентарь, наглядные пособия, поощряются лучшие ученики, организуются и проводятся школьные мероприятия, покупаются новогодние подарки.
И вот что, пожалуй, самое важное: работа позволяет учащимся почувствовать себя подлинными хозяевами школы, испытывать себя в настоящем деле и получить прочные трудовые навыки. А это - залог их успешности в дальнейшей жизни. Так сформировалась система профессионального обучения и воспитания, которая действует до сих пор.
УПБ «Радуга» является трудовым объединением коллектива учителей, обучающихся, родителей МБОУ «Тарадановская средняя общеобразовательная школа», формой организации их трудового воспитания, начального и профессионального образования, общественно – полезного и производственного труда. Экономические и юридические стороны деятельности бригады представляет администрация школы в лице директора и руководителя бригады.
Целью УПБ является создание условий для реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся, формирование общей трудовой и технологической культуры, практических умений и навыков, обеспечение профессионального самоопределения.
Задачи ученической производственной бригады:
Основное направление УПБ – это производственный труд и сельскохозяйственное опытничество. За бригадой закреплена сельскохозяйственная техника: трактор МТЗ – 82 Л, трактор ДТ – 75 МЛ, прицеп 2 ПТС – 4, МОД 887Б, зерноуборочный комбайн РСМ – 101 «Вектор – 410», машина ЗИЛ.
Силами школьников обрабатывается 47,8гектара земли, закрепленной за ученической производственной бригадой. Из них – 42,8 гектара – зерновые, 2 гектара – картофель, по 1 гектару моркови, капусты, свеклы. Учебно-опытный участок - 10 соток.
Распределение выращенной продукции осуществляется по фондам: семенной, фуражный, обменный, фонд помощи. Выращенные членами бригады овощи идут на питание обучающихся в школьной столовой и заработанные за счет реализации продукции деньги позволяют удешевить питание детей в школе на 50%.
Полученные от реализации денежные средства используются по разным направлениям:
УПБ тесно сотрудничает с КемГСХИ с целью привлечения детей к основам научных исследований и предоставления им возможностей доложить о результатах своих исследований на студенческой научно – практической конференции.
Необходимо отметить имеющиеся недостатки, напрямую влияющие на работу бригады:
образовании» и на основании личных заявлений обучающихся. При организации агротехнологического профиля мы исходили из существующих условий, возможностей материально – технического оснащения учебно-производственной базы, потребностей села в кадрах и образовательных запросов обучающихся и их родителей
Целью обучения и профессиональной ориентации обучающихся является привитие школьникам любви к труду в сельском хозяйстве, уважения к людям труда, формирование трудовых навыков. Профильными учебными предметами являются: биология, основы агрономии, основы животноводства, машиноведение, основы управления и безопасность движения, техническое обслуживание и ремонт сельхозтехники Совместно с учеными Кемеровского государственного сельскохозяйственного института мы разработали учебный план профиля, сформировали содержание профильных учебных предметов, предназначенных для реализации в рамках профильного обучения, разработали систему элективных курсов и их учебно-методическое обеспечение для образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Учебным планом школы предусмотрено изучение обучающимися 9 – 11 классов курса «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» категории «С». Программой предусмотрено производственное обучение в учебной мастерской, на школьном поле.
Овладение специальностью завершается в 11 классе квалификационным экзаменом и выдачей удостоверения на право управления самоходными машинами (тракторами). Для нас это очень важно, т. к. многие из выпускников, не поступившие в высшие и средние учебные заведения, получают гарантию на трудоустройство, и, главное, опыт работы в сельском хозяйстве.
Выпускники школы, успешно прошедшие программу по машиноведению, основам агротехники, получают удостоверение по специальности «тракториста – машиниста» (мальчики) и возможность по окончании школы работать в родном селе и районе. У нас уже существует опыт социальной адаптации, который дает ребятам, не очень успешным в учёбе, надёжный шанс стать успешными в жизни, овладев ещё в школе профессией. Сегодня наши выпускники работают в крестьянских хозяйствах «Золотая нива», ООО «Селянин».
И самое важное: выпускники имеют возможность получить профессию тракториста бесплатно, что немало важно в сложившейся экономической ситуации. Деятельность УПБ способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, т.к. создается база для закрепления теоретических знаний обучающихся по биологии, технологии, сельскохозяйственному труду. Ребята на практике получают возможность знакомиться с основами агротехники полевых и овощных культур, технологией механизированных работ в полеводстве. Формируются трудовые умения и навыки, прививается уважение к труду. А таким образом уже в школе закладывается основа для развития малого бизнеса и предпринимательства.
Воспитанники УПБ работают механизаторами в базовом хозяйстве ООО «Золотая нива», ООО «Селянин», возглавляют крестьянские фермерские хозяйства на территории Крапивинского и Кемеровского районов.
Участвуя в деятельности УПБ, обучающиеся пробуют себя в профессии сельскохозяйственного направления, и когда стоит выбор будущей профессии, то школьник либо выбирает данное профильное направление, либо не выбирает. Конечно, не все выпускники выберут сельскохозяйственные профессии, но полученные навыки, несомненно, пригодятся каждому, кто так или иначе свяжет свою жизнь с землей. А начальное профессиональное образование (профессия тракториста) станет базой для развития своего сельскохозяйственного предприятия.
Следует отметить имеющиеся недостатки, напрямую влияющие на работу бригады. Во-первых, сокращение численности обучающихся, ведущее к уменьшению членов бригады. Во-вторых, изношенность сельскохозяйственной техники, отсутствие складских помещений для хранения зерновой продукции, отсутствие в штатном расписании должности агронома, стендового оборудования для организации профессиональной подготовки - это не полный перечень задач, требующих скорейшего решения.
Многие проблемы села решались с привлечением школьников. Старшеклассники, а часто и учащиеся среднего звена, привлекались на сельхозработы. Ученики 10 – 11 классов участвовали в посевной и уборочной кампании, именно здесь ребята получали свое первое трудовое крещение, юноши- сеяльщиками и штурвальными на зерноуборочных комбайнах, участвовали в заготовке кормов, девушки- сеяльщиками и поварами в полеводческих бригадах, работали на животноводческих фермах, зарабатывали свой первый трудовой рубль. Было решено создать ученическую производственную бригаду. Для многих из них именно эти моменты связаны с отправной точкой в трудовой биографии.
Директор школы (в то время Васильев А. Е.) совместно с директором совхоза (Горшковым И.Ф.) положительно решили вопрос о школьном опытном поле. Весь прицепной инвентарь: сеялки, сцепки борон, лущильник учащиеся собирали из списанных агрегатов.
В июне 1970 года официально было объявлено о создании УПБ Тарадановской средней школы.
«Для помощи совхозу Тарадановский и в целях привития учащимся навыков сельскохозяйственного труда, ведения опытнической работы создать в школе ученическую производственную бригаду», -так отмечено в книге приказов по школе, приказ от 12. 06. 1970 года № 63. Осенью 1971 года совхоз «Тарадановский» оказал школе шефскую помощь - подарил два трактора - колесный и гусеничный, грузовой автомобиль. Именно с этого момента начала свою более чем 40 – летнюю историю школьная ученическая производственная бригада.
Первоначально бригада называлась «Ромашка», руководителем был Прокудин Михаил Иванович, учитель трудового обучения, вторым руководителем бригады с 1977 по 1985 год был Дериглазов Александр Дмитриевич, в 1985 году УПБ была переименована и стала называться «Радуга», ее руководителем стал мастер производственного обучения Сафонов Михаил Александрович, с 2011 года бригаду возглавил Вейс Вадим Петрович.
Школьники в составе ученической бригады стали получать хорошую практическую подготовку. Был создан совет ученической бригады, которой полностью распоряжался её финансовой и экономической деятельностью В конкурсах профессионального мастерства члены бригады начали занимать призовые места.
- 2003 год – члены УПБ получили самый высокий урожай зерновых в Крапивинском районе, бригада награждена почетной грамотой Администрации Кемеровской области за достижение высоких показателей по производству зерна и большой вклад в получение миллиона зерна, в этом же году члены УПБ Булгаков Евгений, Прокудин Виктор награждены благодарственными письмами Администрации Кемеровской области.
- В 2006 году Брюхачев Константин на областном конкурсе производственных бригад занял 1 место в конкурсе растениеводов, на всероссийском конкурсе в этом же году в г. Новосибирске он занял 2 место и был награжден медалью «Надежда Кузбасса»
- 2007 год – выпускник Власов Евгений награжден медалью «Надежда Кузбасса», бригадир Ланкина Вера стала победителем на областном конкурсе УПБ в номинации «Бригадир – полевод» и была награждена путевкой в Грецию.
- 2009 год – медалью «Надежда Кузбасса» награжден бригадир Косенов Дмитрий
- 2010 год - медаль «Надежда Кузбасса» получили активисты УПБ Калашников Александр и Гололобова Анна.
- 2011 год - медалью «Надежда Кузбасса» награжден активист УПБ Журавлев Александр
- 2012 год – УПБ «Радуга» заняла 4 место в экспозиции на торжественном приеме УПБ в КемГСХИ.
- 2013 год – Бригада заняла 1 место в областном смотре – конкурсе УПБ Многие выпускники школы навсегда связали свою судьбу с сельским хозяйством - поступили в сельскохозяйственные техникумы и вузы.
За время существования бригады права тракториста получили примерно 400 выпускников школы.
В настоящее время около 90% механизаторов базового хозяйства получили профессию в стенах школы.
Экономические реформы больно ударили по селу. Ножницы цен между сельхозпродукцией и продукцией промышленности, ГСМ достигли огромных размеров. Несмотря на сложные экономические условия, бригада существует и успешно работает, её деятельность по-прежнему является прибыльной. На заработанные деньги проводится ремонт школы, пополняется материальная база, приобретается оргтехника и спортинвентарь, наглядные пособия, поощряются лучшие ученики, организуются и проводятся школьные мероприятия, покупаются новогодние подарки.
И вот что, пожалуй, самое важное: работа позволяет учащимся почувствовать себя подлинными хозяевами школы, испытывать себя в настоящем деле и получить прочные трудовые навыки. А это - залог их успешности в дальнейшей жизни. Так сформировалась система профессионального обучения и воспитания, которая действует до сих пор.
УПБ «Радуга» является трудовым объединением коллектива учителей, обучающихся, родителей МБОУ «Тарадановская средняя общеобразовательная школа», формой организации их трудового воспитания, начального и профессионального образования, общественно – полезного и производственного труда. Экономические и юридические стороны деятельности бригады представляет администрация школы в лице директора и руководителя бригады.
Целью УПБ является создание условий для реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся, формирование общей трудовой и технологической культуры, практических умений и навыков, обеспечение профессионального самоопределения.
Задачи ученической производственной бригады:
- Формировать у ребят ценностные ориентации и представления о значении трудовой деятельности
- Соединить теоретическое обучение с практической деятельностью
- Формировать коммуникативные качества личности выпускника в сфере сельскохозяйственного производства
- Предоставить качественное начальное профессиональное образование по профессии «Тракторист - машинист категории С»
- Обеспечить финансирование деятельности УПБ, школы средствами от реализации сельскохозяйственной продукции.
- Организация учебно-воспитательной и производственной работы бригады осуществляется на основе ученического самоуправления. Ежегодно осенью подводятся итоги работы звеньев и УПБ в целом, а также рассматриваются планы работы на следующий год.
Основное направление УПБ – это производственный труд и сельскохозяйственное опытничество. За бригадой закреплена сельскохозяйственная техника: трактор МТЗ – 82 Л, трактор ДТ – 75 МЛ, прицеп 2 ПТС – 4, МОД 887Б, зерноуборочный комбайн РСМ – 101 «Вектор – 410», машина ЗИЛ.
Силами школьников обрабатывается 47,8гектара земли, закрепленной за ученической производственной бригадой. Из них – 42,8 гектара – зерновые, 2 гектара – картофель, по 1 гектару моркови, капусты, свеклы. Учебно-опытный участок - 10 соток.
Распределение выращенной продукции осуществляется по фондам: семенной, фуражный, обменный, фонд помощи. Выращенные членами бригады овощи идут на питание обучающихся в школьной столовой и заработанные за счет реализации продукции деньги позволяют удешевить питание детей в школе на 50%.
Полученные от реализации денежные средства используются по разным направлениям:
- Воспроизводство (приобретение семян, ГСМ, удобрений и т. д. )
- Приобретение для школы компьютерной техники, оборудования для учебных кабинетов, пополнение материальной базы школы.
- Зарплата или поощрение членам УПБ
- Помощь выпускникам школы.
- Ремонтные работы в школе (здания, техники)
- Другие виды расходов.
УПБ тесно сотрудничает с КемГСХИ с целью привлечения детей к основам научных исследований и предоставления им возможностей доложить о результатах своих исследований на студенческой научно – практической конференции.
Необходимо отметить имеющиеся недостатки, напрямую влияющие на работу бригады:
- Сокращение численности обучающихся и уменьшение членов бригады
- Изношенность сельскохозяйственной техники.
образовании» и на основании личных заявлений обучающихся. При организации агротехнологического профиля мы исходили из существующих условий, возможностей материально – технического оснащения учебно-производственной базы, потребностей села в кадрах и образовательных запросов обучающихся и их родителей
Целью обучения и профессиональной ориентации обучающихся является привитие школьникам любви к труду в сельском хозяйстве, уважения к людям труда, формирование трудовых навыков. Профильными учебными предметами являются: биология, основы агрономии, основы животноводства, машиноведение, основы управления и безопасность движения, техническое обслуживание и ремонт сельхозтехники Совместно с учеными Кемеровского государственного сельскохозяйственного института мы разработали учебный план профиля, сформировали содержание профильных учебных предметов, предназначенных для реализации в рамках профильного обучения, разработали систему элективных курсов и их учебно-методическое обеспечение для образовательных программ предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Учебным планом школы предусмотрено изучение обучающимися 9 – 11 классов курса «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» категории «С». Программой предусмотрено производственное обучение в учебной мастерской, на школьном поле.
Овладение специальностью завершается в 11 классе квалификационным экзаменом и выдачей удостоверения на право управления самоходными машинами (тракторами). Для нас это очень важно, т. к. многие из выпускников, не поступившие в высшие и средние учебные заведения, получают гарантию на трудоустройство, и, главное, опыт работы в сельском хозяйстве.
Выпускники школы, успешно прошедшие программу по машиноведению, основам агротехники, получают удостоверение по специальности «тракториста – машиниста» (мальчики) и возможность по окончании школы работать в родном селе и районе. У нас уже существует опыт социальной адаптации, который дает ребятам, не очень успешным в учёбе, надёжный шанс стать успешными в жизни, овладев ещё в школе профессией. Сегодня наши выпускники работают в крестьянских хозяйствах «Золотая нива», ООО «Селянин».
И самое важное: выпускники имеют возможность получить профессию тракториста бесплатно, что немало важно в сложившейся экономической ситуации. Деятельность УПБ способствует повышению качества учебно-воспитательной работы, т.к. создается база для закрепления теоретических знаний обучающихся по биологии, технологии, сельскохозяйственному труду. Ребята на практике получают возможность знакомиться с основами агротехники полевых и овощных культур, технологией механизированных работ в полеводстве. Формируются трудовые умения и навыки, прививается уважение к труду. А таким образом уже в школе закладывается основа для развития малого бизнеса и предпринимательства.
Воспитанники УПБ работают механизаторами в базовом хозяйстве ООО «Золотая нива», ООО «Селянин», возглавляют крестьянские фермерские хозяйства на территории Крапивинского и Кемеровского районов.
Участвуя в деятельности УПБ, обучающиеся пробуют себя в профессии сельскохозяйственного направления, и когда стоит выбор будущей профессии, то школьник либо выбирает данное профильное направление, либо не выбирает. Конечно, не все выпускники выберут сельскохозяйственные профессии, но полученные навыки, несомненно, пригодятся каждому, кто так или иначе свяжет свою жизнь с землей. А начальное профессиональное образование (профессия тракториста) станет базой для развития своего сельскохозяйственного предприятия.
Следует отметить имеющиеся недостатки, напрямую влияющие на работу бригады. Во-первых, сокращение численности обучающихся, ведущее к уменьшению членов бригады. Во-вторых, изношенность сельскохозяйственной техники, отсутствие складских помещений для хранения зерновой продукции, отсутствие в штатном расписании должности агронома, стендового оборудования для организации профессиональной подготовки - это не полный перечень задач, требующих скорейшего решения.