Главная » Статьи » Учителям » Методические статьи |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе. 2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д. 4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Этапы подготовки к родительскому собранию: 1.Выбор темы собрания. 2.Определение целей родительского собрания. 3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. 4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование). 5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников. 6.Приглашение родителей и других участников собрания. 7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. 8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Определение целей родительского собрания: -повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе; -содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества; -выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка; -пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей; -подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени Виды родительских собраний:1.Организационные: -составление и утверждение планов работы; -избрание родительского комитета; -распределение общественных поручений; -разработка мероприятий с участием родителей 2.Собрания по плану классного всеобуча родителей. 3.Тематические. 4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему). 5.Собрания-практикумы. 6.Итоговые и т.д. Нетрадиционные формы работы с родителями •тематические консультации •родительские чтения •родительские вечера Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы: 1.Ребёнок не хочет учиться. 2.Как развить плохую память ребёнка. 3.Единственный ребёнок в семье. 4.К чему может привести тревожность детей. 5.Талантливый ребёнок в семье. Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие: •на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии; •учитель собирает и анализирует информацию; •определяется список литературы по данному вопросу; •изучение литературы родителями; •изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях. Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика: 1.Первый год ребёнка, каким он был. 2.Каким я вижу будущее своего ребёнка. 3.Друзья моего ребёнка. 4.Праздники нашей семьи.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями •родительские собрания •общеклассные и общешкольные конференции •индивидуальные консультации педагога •посещения на дому Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме. Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком: •особенности здоровья ребёнка; •его увлечения, интересы; •предпочтения в общении в семье; •поведенческие реакции; •особенности характера; •мотивация учения; •моральные ценности семьи. В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок» 1.Когда он родился, то __________________________________________________ 2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________ 3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________ 4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________ 5.Его отношение к школе было ___________________________________________ 6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________ 7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИДанная статья была опубликована в N 45/2002 еженедельника Классный
руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы
романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из
пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто
заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из
болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи
по болоту — школьные психологи. ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ? Какие
роли реализует классный руководитель во время родительского собрания?
Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С
уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием
стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли
информатора. ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора. ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов. Начало разговора Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов. Изложение информации Мне
кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим
образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию:
«Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь
рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им
рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и
следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей
деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент
изложения информации.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании
1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями. 2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. 3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. 4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. 5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы. | |
Просмотров: 2387 | | |
Всего комментариев: 0 | |