Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Главная » Статьи » Учителям » Методические статьи

Методическое объединение "Взаимодействие семьи и школы"
Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.М. Макаренко «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие». Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. И по этому мы должны организовать семейное воспитание.
И современным родителям тоже необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Основные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей, это:
1.    Родительский лекторий. Это форма, способствующая повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию  детей.  В зависимости от тематики родительского лектория, привлекается к его проведению сельских специалистов: фельдшера, сельского библиотекаря, работника сельского клуба,  сельского участкового, представителя администрации сельского поселения.
2.    Обучающие семинары. Наиболее целесообразно проводить такие семинары как минимум два раза в год: перед поступлением ребёнка в школу и через несколько недель после начала обучения.
3.   Совместные собрания вместе с детьми. Эта форма работы сплачивает родителей и детей, дает возможность родителям увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения школьной жизни.  
 4. Индивидуальные консультации. Проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении конкретной проблемы, часто конфиденциального характера, требующей безотлагательного решения. Родители на такую консультацию приглашаются с помощью специального приглашения.
5.    Родительское собрание. Практика показывает, что это самая универсальная форма взаимодействия. Мы проводим общешкольные родительские собрания, и собрания родителей отдельного класса (класса-комплекта). На родительских собраниях обсуждаются проблемы детей и родителей, классных коллективов, учебно-воспитательный процесс школы, участие родителей в делах школы и отдельного классного коллектива, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и многое другое .

В своей деятельности я использую родительские собрания как метод взаимодействия с родителями.
Как довести до родителей нужную информацию? Есть традиционная форма - выступление учителя-предметника, но такое родительское собрание будет не интересным. Поэтому ознакомившись с учебно - методической литературой я пришла к выводу, что современное родительское собрание должно быть не традиционным.
Основные этапы подготовки родительского собрания:
1.    Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.
2.    Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания
3.    Изготовление оригинальных памяток по теме родительского собрания, содержания памяток должно быть кратким, текст напечатан крупными буквами.
4.    Подготовка выставки по теме собрания (выставка литературы, собрание газетных статей).
5.    Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов психологов, по теме родительского собрания.
6.    Проведение заседания родительского комитета до собрания, формулировка темы по наиболее интересующим вопросам.
7.    Распределение обязанностей по подготовке собрания.
Основные этапы проведения родительского собрания:
1.    Вступление. Короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
2.    Дискуссия. Здесь важно не затягивать беседу, но вместе с тем выслушать все мнения. Не следует упрекать и поучать родителей. В качестве примеров нужно использовать примеры из жизни детей. Рассказывая о нежелательных поступках детей не нужно называть фамилии.
3.    Работа с памятками. Родителям предлагается почитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике. После этого  проводится обсуждение, во время которого родители высказывают свое мнение и раскрывают свой опыт общения с детьми.
4.    Характеристика детей. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдения и рекомендации классного руководителя, учетилей предметников, школьного психолога.
5.    Окно – очень короткие новости. Классный руководитель знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей, и с новостями из школьной жизни детей.
6.    Обратная связь. Обратная связь необходима для того чтобы узнать, на сколько тема и содержания родительского собрания отвечают требованиям родителей, для этого родителям можно предложить анкеты.
7.    Заключение. Подведение итогов родительского собрания.
Можно в качестве, заключительного слова прочитать стихотворение по теме или рассказать притчу.
-

Категория: Методические статьи | Добавил: Лариса (23.01.2012) | Автор: Арепринцева Лариса Викторовна E
Просмотров: 1317 | Теги: методическое объединение, взаимодействие семьи и школы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]